Московский патриархат сознательно обостряет конфликт со Вселенским Патриархатом с целью сделать Россию «всеправославным координирующим центром». Об этом написал в Facebook пресс-секретарь УПЦ КП, архиепископ Черниговский и Нежинский Евстратий (в миру — Иван Зоря), передает АНТИКОР.
«Видим, что с 2016 года МП сознательно обостряет конфликт со Вселенским Патриархатом. Какая же цель этого? По моему мнению — цель проста: самим занять место «первого патриархата». А для того, чтобы этого достичь, нужно это место «очистить», — уверен Заря.
Он отмечает, что МП фактически ухватился за повод решений Вселенского Патриархата по Украине как за возможность заявить, что место всеправославного координирующего центра — вакантно.
В подтверждение этой мысли пресс-секретарь УПЦ КП цитирует слова главного дипломата МП митрополита Иллариона Алфеева. Алфеев подчеркивает, что Константинопольский патриархат «более не является координирующим центром православного мира».
«Мы сейчас встали перед новой церковной реальностью: у нас больше нет единого координирующего центра в Православной церкви, и Мы должны это очень ясно осознавать. Константинопольский патриархат в качестве такового центра самоликвидировался», — сказал Илларион в эфире российского Первого канала.
Зоря указывает, что заявляя о «самоликвидации Константинопольского Патриархата», МП показывает свою истинную цель — под предлогом «защиты от агрессии» (в минском синодальном решении приняты слова «вторжение на каноническую территорию РПЦ») захватить место первого Патриархата.
Позиции поместных церквей
Итак, совершившаяся Великая схизма затрагивает почти исключительно Русскую церковь, способствуя ее изоляции и постепенному структурному распаду. Но ведь остальной православный и — шире — христианский мир должен будет как-то на нее реагировать? «ТАСС уполномочен» был уже заявить, что некий абсолютно анонимный источник в кругах, близких к ватиканской дипломатии, на условиях полной анонимности предположил, что Ватикан может и не поддержать Константинополь в его усилиях по отторжению Украинской церкви от Москвы.
Эти анонимные предположения, впрочем, сразу опроверг вполне официальный источник — Апостольская нунциатура в Киеве, которая сообщила, что Святой престол пока не вмешивается в конфликт, не поддерживая и не осуждая ни одну из сторон. Впрочем, что будет в ближайшем будущем — предположить нетрудно: в своем экуменическом диалоге с Константинополем Ватикан продвинулся гораздо дальше, чем в таком же диалоге с Москвой. Например, в 1967 году Константинопольский патриарх Афинагор официально отменил анафемы, наложенные на католиков в XI веке, а Московский патриарх этих анафем не отменял…
Позиция поместных православных церквей будет эволюционировать постепенно. Сейчас ясно, что ни одна из этих церквей — даже такие близкие и зависимые от Москвы, как Сербская или Грузинская, — не пойдут на разрыв с Константинополем, чтобы поддержать РПЦ.
Еще один бывший сателлит Москвы — Болгарская патриархия — на заседании своего Синода в начале октября проголосовала против резолюции с выражением сдержанной солидарности с РПЦ. Некие реверансы в стороны РПЦ делает Антиохийский патриархат, расположенный в Дамаске. Но всем ясно, что они связаны с военно-политической обстановкой на территории этого патриархата, который слишком дорожит поддержкой Константинополя в своем конфликте с Иерусалимским патриархатом за нефтеносные епархии Персидского залива.
Очевидно, что первое время православный мир разделится на полных союзников Константинополя (Кипрская, Албанская, Румынская церкви) и на «миротворцев», пытающихся поддерживать общение с обеими сторонами конфликта, предлагая им свое посредничество в восстановлении отношений (Антиохийская, Александрийская, Сербская, Болгарская церкви). Не исключена также позиция «полного нейтралитета» (к ней склоняются Грузинский или Иерусалимский патриархаты).
Однако время работает не на Москву, и если после провозглашения украинской автокефалии РПЦ начнет действовать еще радикальнее — например, провозглашая анафемы Вселенскому патриарху или православным в Украине, — то поместные церкви более четко выскажут свою поддержку Константинополя.
…А что же, собственно, с украинской автокефалией, долго ли еще ждать? После решений Константинопольского синода от 11 октября стало ясно, что она будет провозглашена на следующем заседании этого Синода 9–11 ноября. Дело в том, что предварительные шаги, уже сделанные Константинополем, не оставляют никакой возможности для «отката назад» или даже для замедления процесса. В частности, признание архиерейского достоинства предстоятеля Киевского патриархата Филарета (Денисенко) фактически обязывает его созвать Собор украинских епископов и выдвинуть свою кандидатуру на пост канонического патриарха Киевского.
«Волна насилия» из-за церковного разделения, проанонсированная российскими СМИ на 14 октября, так и не поднялась — на Украине в этот день не было зафиксировано каких-либо столкновений на церковной почве, хотя полиция и задержала «для профилактики» около 100 показавшихся ей подозрительными граждан в районе Киево-Печерской лавры. Хочется надеяться, что 28 лет религиозного плюрализма и православной мультиюрисдикционности привили украинскому гражданскому организму стойкий иммунитет к насильственным методам решения церковных проблем. Но северный сосед, конечно, тоже не дремлет…
Хотя уже с уверенностью можно констатировать, что патриарх Кирилл вошел в историю как предстоятель РПЦ, при котором было разрушено тысячелетнее единство мирового православия