Лесь Подервянский рассказал о новой книге, Киеве и собственном памятнике
На днях в книжном магазине “Буква” состоялась презентация книги известного украинского художника, драматурга, писателя Леся Подервянского “Африка, Сны”. О самой книге говорили мало. Участники творческого вечера (которых было около сотни) задавали вопросы о разных сферах жизни, искусстве и философии. Разговор, на удивление, получился серьезным.
О новой книге
Я не люблю рассказывать про книги. Книга не для того, чтобы о ней рассказывать. Ее нужно читать. Тут (сборник “Африка, Сны” ред.) собраны пьесы разных лет написания, сценарий и несколько рассказов. Вообще не люблю писать. Пишу только в том случае, если есть какая-то идея, и я ощущаю, что могу ее забыть. Тогда записываю. Я не делаю это для публики.
О театральных постановках
Я не только автор (спектаклей по пьесам Подервянского ред.). Я и сценограф…Моя дочь, например, делала костюмы. Сам в спектаклях не играю. Я все свои актерские амбиции уже реализовал. Когда-то сыграл гауптштурмфюрера СС, мы расстреливали учителей средней школы. Мне это очень понравилось, целых два дня никто не учился.
О школьной программе украинской литературы
Когда я учился, там была масса всякого советского “говна”. Я его и не читал. Там был Стельмах и т.п. Только выучил наизусть стих Павла Тычины “Партія веде”. Он мне очень нравился. Во-первых, потому что он абсолютно дебильный, а во-вторых в нем есть настоящая энергия. И я понял почему. Мои родители очень хорошо знали Тычину, и он дружил с моим дедом. Мама мне рассказала, что Тычина всего страшно бздел. Он бздел советской власти. И от этого стиха идет энергия ужаса Тычина, поэтому я считаю, что это настоящая поэзия.
Про писательство
Я думаю, что стоящее литературное произведение должно иметь месседж. А иначе – зачем писать? Во-вторых, должно быть хорошо написано. То есть, читать должно быть “вкусно”. Это как еда. Как минимум, одно из этих качеств должно быть. Можно писать “вкусно”, но без месседжа, и тогда ты проглотишь. А может быть написано очень плохо, но содержать ценную мысль. Когда эти качества совпадают, то получается настоящее произведение.
Про любовь и вдохновение
Это страшная болезнь, которая мешает творить. Если ты хочешь что-то сделать, нужно гнать из мастерской всех женщин сраной метлой. Во всяком случае, у меня так. Что касается вдохновения, то это категория дилетанта. Дилетант ждет вдохновения, а профессионал приходит в мастерскую и работает, а аппетит приходит во время еды.
Про искусство и украинских художников
Что такое музей? Это тот же ресторан. Ты туда приходишь, чтобы получить кайф, и больше ни для чего. Если ты кайфа не получаешь, и ходишь туда, как баран, а через 4 часа выходишь абсолютно истощенный, то тебе не нужно туда ходить. Искусство существует только для наслаждения и кайфа, и больше оно ничего не несет. Удовольствие также может истощать. По этому, когда ты попадаешь в Лувр или Метрополитен, энергия искусства настолько большая, что она высосет тебя. Нужно точно знать куда идти, 1-2 зала, посмотреть несколько вещей и потом идти оттуда бухать. Например, сегодня я иду смотреть Веласкеса (Диего Веласкес, испанский художник ред.), посмотрел и пошел нафиг. Завтра иду смотреть Рембранта. А если ты будешь ходить по Лувру 4 часа, то ты просто ничего с собой не вынесешь. Лучше уже сексом заняться, так хоть что-то останется.
С чем-чем, а с художниками у нас проблем нет. У нас их до чертовой матери. Это, конечно, не слишком много, но хватает, причем художников первого разряда. Десятка полтора тут есть абсолютно перфектных художников, которые сделали бы честь любому европейскому музею.
Ниже представлены картины Леся Подервянского:
Про мудрость и простоту
Все сложные вещи просто объясняются. Когда я что-то читаю и не понимаю, у меня складывается впечатление, что автор сам не понимает, что написал. Человек, которого нельзя упрекнуть в недостатке мудрости – это Лао Цзы. И он очень просто пишет. Там и дебил поймет.
Про декоммунизацию
Слава Богу, в этой стране коммунизму пришел п***ец. С этим, мне кажется, проблем у нас не будет.
Про запрет книг из России
Я отношусь к этому умерено. Нельзя запрещать какую-либо культуру. Нужно запрещать все говно, а все хорошее запрещать не нужно. Грань очень простая. Российское государство в тупике. Оно уже давно не продуцирует никаких смыслов. Поскольку там ситуация безнадежная, я бы не стал на этом останавливаться. За последнее время они наделали большое количество говна, этого “русскага мира”. Все это я бы не ввозил. Но зачем запрещать Льва Николаевича Толстого? Кстати, почитайте Хаджи-Мурат, там про кацапов все написано. История начинается с того, что они с нукерами едут в аул, из которого выгнали россиян. Персонаж видит, что российские солдаты насрали в источник. И после этого нет даже ненависти, поскольку невозможно ненавидеть собак, которые срут в источник. Это писал российский офицер. Не знаю, зачем это запрещать.
Про министерство культуры
Я давно говорил, что если Минкульт существует, то его существование должно быть чем-то обусловлено. Это культурная политика, которую проводит государство. А украинское Министерство культуры не выполняет никаких функций, не говоря уже о таких высоких словах, как “культурная политика”. Поэтому в нашей стране его нужно безоговорочно ликвидировать, как рецидив совка. Как памятник Ленину при декоммунизации.
Про путешествия и эмиграцию
Я никогда не думал о том, чтобы эмигрировать. А поскольку путешествия и эмиграция – это разные вещи…когда ты путешествуешь, тебе везде комфортно. Но если говорить о переезде, то комфортнее Америка. Там все эмигранты и ты будешь как все. А в Европе тебе намекнут на твое происхождение. В Америке главное не твое происхождение, а что ты можешь. Хотя тут есть один недостаток для меня, ленивого человека – там нужно пахать.
Что касается путешествий, то я был в Африке. Думаю, что одна из “вкусных” стран – это Танзания. Я был там почти месяц…Танзания – это один к одному Полтавщина. Только там саванна с зонтичной акацией. Если бы на Полтавщине высадить зонтичную акацию, то было бы очень похоже. Еще в Танзании нет бобров, но там есть гиппопотамы. Это то же самое, но без шерсти и намного больше.
Кроме того, я хотел бы побывать в Конго. Возможно, поеду.
Про Киев
Я перестал его любить. Киев, стал не такой уютный, как был раньше. Но, возможно, я не прав. По-моему, тут слишком много автомобилей. В провинциальности Киева всегда был его шарм, но провинциальность он утратил, а мегаполисом не стал. Чем дальше, тем меньше хочется гулять, осталось мало уютных мест.
Про творчество “под кайфом”
Я попробовал вдохновиться Амедео Модильяни, который на трезвую вообще не садился за работу. Но у меня ничего не получилось, и я это бросил. Метод Модильяни не для меня.
Про глупые вопросы от журналистов
Глупые вопросы? Про “Ваши творческие планы”. Вообще, все дурное отскакивает, я не очень помню…Было еще: “Расскажите что-нибудь интересненькое”.
Про собственный памятник
Концепция простая. Верхом на коне, в римских латах напротив Бессарабки (улыбается ред.)
ФОТО: Михаил Криволапов