Стоя или на коленях

03.04.2016

Илюстрация

В Российской Федерации ширится дискуссия о том, как будет происходить примирение двух соседних стран, Украины и послепутинской России.

Для Украины этот внезапно начавший в российском обществе разговор – по меньшей мере преждевременный. В Украине все еще идет война, конца и края которой не видно. Но в России, видимо, это никого не смущает.  Там запускают сайты, на которых якобы граждане двух стран якобы ведут диалог о том, что  мы все-таки братья, и что невозможно нас рассорить. А лидеры мнений транслируют путинский посыл  о том, что  власть в Украине не стабильна, и все там может очень скоро развернуться в прежнее русло рабской покорности и нефтегазовой зависимости.

Ну, на российских “лидеров мнений”  мы уже давно не обращаем внимания. Чего не скажешь о голосе российской оппозиции. К ней мы пока прислушиваемся. Хотя бы для того, чтобы понимать, о чем будет говорить Россия после Путина, когда у нынешней оппозиции появится шанс распространить свое влияние шире, чем на 8% населения.

На этой неделе в российском журнале Slon появилась статья Олега Кашина “Смогут ли помириться Украина и Россия в ближайшем будущем”. Для тех, кто не знает, Олег Кашин – оппозицонный российский журналист. За профессиональную деятельность попадал в “черные списки ФСБ”, подвергался нападению со стороны российских националистов из организации “Наши”, которые даже объявили Кашина врагом России.

Сейчас журналист  работает в оппозиционных российских СМИ “Дождь”, Slon, Colta. Его вердикт о будущем примирении наших стран таков:  помиримся, но становиться на колени, как того ждет от нас Украина, не будем.  Ну прямо комплекс у них какой-то с этими коленями.

“У современных украинских публицистов очень распространен  навязчивый образ  немецкого канцлера Вилли Брандта, стоящего на коленях у памятника жертвам Варшавского гетто. Так выглядит наше будущее примирение, если смотреть с другой стороны российско-украинской границы: будущий российский президент приезжает в Киев, подписывает акт приема-передачи Крымского полуострова, а потом подходит к памятнику «Небесной сотни» или героям АТО, встает на колени и кается за все, что сделала Украине путинская Россия… “

По мнению Кашина, Украина ждет именно такого сценария, и совершенно напрасно.

“…Донбасс – это то, что действительно придется возвращать Украине, помогая ей восстановить государственность и инфраструктуру на испорченных «русским миром» территориях и не ожидая никакой благодарности взамен… Важно понимать, что Крыма это касаться не должно. Крым, очевидно, так и останется местом приложения противоречий между РСФСР и УССР, и властям будущей России в любом случае придется искать какое-то другое будущее для полуострова вместо фантастического и направленного против крымчан «возвращения» на украинских условиях. Классик в этом смысле абсолютно прав – Крым не бутерброд. Власть, которая будет не в состоянии его удержать, очень скоро обнаружит, что она вообще не нужна России”.

Углубляясь в историю, Олег Кашин сводит войну, развязанную Кремлем на востоке Украины, к конфликту с советским шлейфом  между условными РСФСР и УССР.

“В   конфликте, вошедшем в активную фазу в 2014 году, друг другу противостоят РСФСР с самоощущением Российской империи и УССР с самоощущением Польши. Лучшим способом помириться было бы взаимное аннулирование этих самоощущений, но в реальности стоит исходить из того, что украинская сторона после Майдана и войны еще сильнее укрепится в том, что она – страна не Хрущева и Брежнева, а жертв голодомора, бойцов УПА и героев АТО, перед которыми любой человек из Москвы должен, как Брандт перед варшавянами, встать на колени (а даже если и встанет, то все равно не простят). Поэтому, скорее всего, послепутинской России придется выкручиваться самой и понять прежде всего про себя что-то, что не было понято ни в 1991 году, ни позже”.

А далее Олег Кашин говорит о необходимости гражданам Российской Федерации переосмыслить самих себя, перестать мнить себя  наследниками империи . Тем не менее, совершенно очевидно, что ни сам Олег Кашин, ни его многочисленные соотечественники пока к отказу от имперскости не готовы.

“Вопрос покаяния, пресловутые колени Брандта – этой темы в российско-украинских отношениях будущего просто не должно быть. Локальные войны между соседними странами – история человечества знает их больше, чем глобальных катастроф масштаба Второй мировой войны. Нынешние сербы и хорваты, может быть, и не братаются, но и глотки друг другу не режут – мы с украинцами больше похожи на них, чем на немцев и евреев или поляков, и вести себя нам придется точно так же – не взваливая на себя лишнюю вину, заново учиться соседствовать, торговать, путешествовать и понимать друг друга. Государственная и историческая мудрость, которая потребуется будущей российской власти при выстраивании отношений с Украиной, будет состоять в том, чтобы найти альтернативу модели «платить и каяться», которая, и это тоже важно понимать уже сейчас, ничего хорошего России не принесет. И не только России. Это стоит понимать и украинцам – мир и добрососедство для них возможны только с той Россией, которая будет лишена не только имперских амбиций, но и незаслуженной имперской вины”, – резюмирует российский журналист.

На фото Мариуполь, 2015 г.

 Сартана, 2014 г.

И вот здесь хотелось бы Олегу Кашину возразить. “Незаслуженная имперская вина” сегодня существует только в зашоренном  сознании российских граждан. Украинцы смотрят на этот вопрос без всяких экивоков. Есть суверенная держава Украина. Есть общепризнанные границы, в том числе признанные и Российской Федерацией. Это с одной стороны. А с другой – есть российские военные, которые воюют не в Ростове или Таганроге. Они воюют на украинской земле. Есть “Грады”, минометы, БТРы , танки, которые имеют российскую маркировку. Все это оружие было незаконно доставлено в Украину   и до сих пор убивает украинских граждан.

Наверное, можно было бы вспоминать конфликт с китайцами из-за  Даманского острова, Югославию вспоминать, как это делает Кашин,  и думать: ну вот там смогли забыть  – и здесь забудут. Но проблема в том, что украинцы – не китайцы и даже не сербы. Согласитесь, и те, и другие все-таки далеко. У украинцев дедушки, бабушки, тети, дяди живут в России, а  у россиян  – в Украине.  Ошибочно думать, что это обстоятельство является смягчающим. Самые большие обиды нам наносят самые близкие люди. Обида нанесенная Российской Федерацией – это  удар Каина. И думать, что украинцам от соседей нужно коленопреклоненное покаяние – очень упрощенный взгляд на ситуацию.

Сегодня украинцы испытывают чувство глубочайшей несправедливости по отношению к своей стране, совершенной соседним государством. И несправедливость эта имеет длинный список: аннексированный Крым, оккупированный Донбасс,  разрушенные дома, разворованные заводы (а Россия на оккупированных территориях ведет себя  как обычный грабитель) и самое страшное – тысячи смертей, сломанные судьбы. Имеют ли право украинцы после всего этого на извинения? Безусловно имеют. И не важно, в какой позе они будут принесены – на коленях или стоя.  Но аналогия с Германией здесь не совсем точна. Как говорится, есть нюанс. Гитлеровская Германия никогда не отрицала своих преступлений. В отличие от Российской Федерации. И потому Украина ждет от россиян не извинений и покаяния, как ждали, от немцев, например,  поляки. Она ждет элементарно –  признания своей вины, что, естественно, невозможно без вывода  российских солдат и оружия с Донбасса и  Крыма. Поэтому пассаж об акте приема-передачи Крыма не попадает в цель. Какие акты? Просто уходите тем же путем, как и пришли.

Пожалуй, говоря о примирении Украины и постпутинской России, надо вспоминать не Китай, а Грузию и Абхазию.  Абхазские грузины, которые бежали от войны в Украину и сегодня вынуждены оставаться в оккупированном Донецке, говорят, что Россия в Донбассе разыграла тот же сценарий, что и у них на родине.  “Все угадывалось до последней точки”, – говорят они. Сепаратистский конфликт в Абхазии, разжигаемый российским оружием, танками и авиацией, вылился в тысячи жертв. По официальным данным, абхазы убили более 10 тысяч грузин. Есть  свидетельства и о жестокостях  со стороны грузинской армии.

В конце прошлого года, спустя более 20 лет после абхазско-грузинской войны, в центре Тбилиси прошла акция “Обними абхаза”. Несколько молодых людей стояли молча с табличками на груди “Я абхаз. Обними меня”. Многие подходили. Плакали.

Сегодня в Грузии верят: когда-нибудь, возможно, еще лет через 20, грузины и абхазы смогут начать говорить друг с другом, для того чтобы понять, простить и жить дальше.

Получится ли простить у Украины? Пока идет война, об этом рано говорить.

 

Читайте також